Ярославский технологический колледж
:: Сделать стартовой ::
:: Добавить в избранное ::
:: Написать письмо::

Навигация

Главная
Перечень курсов
Дистанционное обучение. статья 2
Автора!!!
Гостевая книга ЯрТК
Чат ЯрТК
Форум "Ярославский технолог"

Разное

:: НОУ СПО Ярославский технологический колледж ::

Адрес: 150003, Россия, г. Ярославль, ул. Советская, дом 80

Тел. (4852)25-08-98

E-mail: yartk@ya.ru

©Virtual ITС 2006

Web-дизайн: D.S. and Virtual IT-C

.::Дистанционное образование::.



Методичка дня!

Дистанционное образование

Серия статей. Статья 1.



Эта статья открывает цикл статей по проблемам дистанционного образования и современных информационных технологий в образовании. За модель развития системы электронного обучения взят пятилетний опыт Ярославского технологического колледжа (в прошлом коммерческого техникума).
Определимся с основными понятиями и аспектами дистанционного образования.
Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов. Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет (http://ru.wikipedia.org/wiki).
Есть и другое определение: «Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения с помощью специализированной информационно-образовательной среды, основанной на средствах обмена учебной информацией на расстоянии».
В системе дистанционного образования нуждаются:

  • руководители, менеджеры различного уровня без отрыва от рабочего места
  • молодые люди из отдалённых регионов, не имеющие средств обучаться по очной форме в крупных городах,
  • офицерский состав сокращающейся армии, уволенные и сокращенные граждане, высвобождающиеся по конверсии,
  • студенты, желающие получить второе параллельное образование,
  • заключенные,
  • преподаватели,
  • лица с физическими недостатками,
  • русскоязычное население в зарубежных странах, включая СНГ,
  • и многие другие категории.

О дистанционном образовании написано достаточно много трудов. Хотелось бы взять в качестве примера статью: Е.Малитикова, В.Колмогорова, М.Карпенко «Развитие дистанционного образования в России и странах СНГ», (http://www.rau.su/observer/), опубликованную в 1999 году. За 10 лет многое изменилось, но ряд аспектов так и остались актуальными:
«Для проведения масштабных экспериментов и широкого распространения системы дистанционного образования в современных условиях необходимо учитывать мировоззренческие, теоретико-методологические, технологические, правовые, социальные и другие аспекты этой новой формы обучения. Социальный аспект развития дистанционного образования отражает потребности современной цивилизации в массовой форме обучения. Вопрос «быть или не быть» дистанционному образованию уже не актуален. Во всем мире дистанционное обучение заняло свою нишу в образовательной сфере, вовлекло в свою систему широкие слои населения.
Результат внедрения дистанционной образовательной технологии для России и стран СНГ очевидны:
в первую очередь, это — положительное влияние на решение комплекса социально-экономических проблем различных регионов (стабилизации, искоренения безработицы, преступности, наркомании и т.д.) средствами дистанционно-виртуального образования;
во-вторых, обучение населения на месте проживания и профессиональной деятельности закономерно приводит к ликвидации отставания периферийных районов от столичных центров в плане свободного доступа к образованию, информации и культурным достижениям.
Мировоззренческий аспект развития дистанционной формы обучения связан с необходимостью смены взглядов на образование как на устоявшуюся и вечно неизменную систему.
Теоретико-методологический аспект внедрения и утверждения дистанционного образования обусловлен необходимостью концептуального обоснования этой пока еще новой формы обучения. Здесь особенно важна научная, теоретико-методологическая обоснованность применяемых средств. Речь идет не столько о технологической стороне вопроса, сколько о системном обосновании психологических, педагогических и социологических основ реализации различных методик и программ дистанционного обучения. Научное обеспечение было и остается главным критерием и требованием в разработке и внедрении новых дистанционных технологий в образовательном процессе.
Юридический аспект дистанционного обучения отражает необходимость адекватного правового сопровождения данной формы образования в России и странах СНГ. Дело в том, что современное российское образовательное законодательство довольно жестким образом ориентировано на классно-урочную систему, практически не учитывающую передовые информационные технологии. Для примера можно обратиться к условиям лицензирования и аккредитации российских образовательных учреждений, нормативам учебных площадей, требованиям к составу преподавательского состава и обеспеченности дидактическими средствами.
Отечественным законодательством практически запрещены инновации в технологиях и методах образовательных процессов, а государственными стандартами — в содержании образовательных программ, предлагаемых школами и вузами. Очень важно, чтобы дистанционное обучение не рассматривалось как полулегальный и постоянно оправдывающийся «довесок» существующей образовательной системе, а имел соответствующий его роли и положению в обществе правовой статус. Речь здесь не должна идти об альтернативности существующих схем образования. Дистанционное образование органически вписывается в образовательную сферу и ее инфраструктуру, выступая неотъемлемым компонентом системы обучения и воспитания молодого поколения и граждан страны. Такой подход должен быть юридически обоснован. Финансово-экономический аспект развития дистанционного образования является одним из наиболее актуальных в современной социально-экономической ситуации. Особенно важным представляется вопрос финансирования инновационных технологий.
Дидактический аспект развития дистанционного образования отражает педагогические основы этой формы обучения. Особенно важными здесь представляются вопросы подготовки педагогических кадров, которые способны плодотворно и с высоким качеством реализовать концепцию дистанционного обучения в регионах — вдали от базового образовательного центра. Технологический аспект развития дистанционного образования обусловлен прорывом в коммуникационных средствах, позволяющих реализовать передовые методы обучения на индивидуально-вариативной основе.
Развитие дистанционного обучения должно рассматриваться не как самоцель в системе современного образования, а как мощное средство решения актуальных цивилизационных проблем России и стран Содружества. За такой технологией, на наш взгляд, будущее нашего единого образовательного пространства. Вопрос не стоит, будут или не будут внедряться в России и СНГ современные образовательные технологии: положительный ответ однозначен. Если мы не разовьем их сами, не займем лидирующего положения, они придут в Россию и страны СНГ извне, как пришли из-за рубежа современные компьютеры, телевизоры, автомобили и товары народного потребления.
Россия получает исторический шанс — реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал высокотехнологичными средствами образования. Любые ссылки на экономическую и технологическую бедность современной отечественной школы грядущее поколение нам не простит. Система образования должна быть высокоэффективной и доступной каждому жителю России и стран СНГ, без каких-либо дискриминационных уточнений и ограничений.
Это должен быть непрерывный процесс обучения и воспитания всего населения страны, причем, не только с импортом, но и с экспортом образования, его высокой мобильностью и вариативностью, с использованием дистанционных, в том числе виртуальных, компьютерных, информационных и других современных коммуникационных технологий. Речь идет о формировании системы отечественного дистанционного образования, претендующей на передовую роль в мире. Ее основу должны составить научно обоснованные средства обучения, качественные дидактические продукты, последние достижения информационных технологий».

Какие основные выводы можно сделать после прочтения фрагмента статьи «Развитие дистанционного образования в России и странах СНГ»?
1. Дистанционное образование существует и развивается, особенно в странах запада. Их догоняют и по темпам развития опережают отдельные страны Юго-Восточного региона.
2. Решения на базе ALT Linux применительно к школьной системе образования успешно внедрены в Республике Татарстан, Пермском крае и Томской обл. Решение на базе портальных технологий Microsoft (Microsoft Learning Gateway) успешно внедрено в Республике Карелия.
3. В отдельных учебных заведениях существуют свои системы управления обучением с применением, как коммерческих программных средств, так и бесплатных, открытых (типа Moodle - позиционируется в настоящее время, как система реализующая философию «педагогики социального конструкционизма»).
4. Единой крупной образовательной системы так и не создано, часть вышеперечисленных аспектов находятся в стадии становления.
5. Общемировые тенденции в развитии информационных технологий, стандартов оказывают сильное влияние на формирование системы дистанционного образования России, существуют готовые решения и инициативы применительно к сфере образования. Так или иначе, конкретная технологическая платформа существенным образом влияет на организацию управления обучением.

Продолжение. Статья 2


Перечень методических материалов: аннотации, обзоры
Методическое пособие для преподавателей (тьюторов) - Создание контента в MS Class Server